Юридический адрес, адрес регистрации, место ведения бизнеса, место нахождения исполнительного органа — много слов, действия при смене — одинаковые.
Переезд для бизнеса может означать различное: любо растем и места мало, либо загибаемся и место дороговато, возможны и более экстравагантные случаи. Только юридическим лицам нужно будет озадачиться внесением изменений в государственный реестр. Если вы ведете бизнес в статусе индивидуального предпринимателя — делать-то вам практически ничего и не придется.
Место ведения бизнеса у ИП
Предприниматель имеет автоматическую привязку места ведения бизнеса к адресу регистрации по паспорту. Соответственно, внесение изменений в госреестр, налоговую, некоторых внебюджетных фондов и органа статистики так же происходят в автоматическом режиме. Налоговые органы в течение 5 рабочих дней после получения сведений из ФМС о смене адреса:
- внесут изменения в ЕГРИП;
- снимут ИП с учета в старой инспекции и поставят на учет в новой;
- сообщат в ФСС, ПФР, Росстат.
Предпринимателю никуда ходить не нужно. Уведомления о постановке на учет в ИФНС и о снятии с учета (формы № 2-3-Учет, № 2-4-Учет) ему пришлют.
Новое свидетельство о постановке на налоговый учет не выдается, так как ИНН не меняется.
Регистрационный номер в ПФР будет новый (узнать его можно будет из уведомления, которое ПФР пришлет по новому адресу)
Важно:
- перед сменой прописки получить сверки расчетов с бюджетом, ПФР и ФСС. При передаче дел между отделениями возможны потери данных. Восстановить справедливость всегда можно, но на это уйдет много времени и нервов
- не забыть уведомить самостоятельно ФСС, если у вас есть работники и вы состоите на учете в ФСС
- не забыть уведомить банк о смене места регистрации
- кассовый аппарат: если при смене адреса сменилась налоговая, то надо снять кассу с учета по старому адресу и поставить на учет по новому адресу.
Смена адреса ведения бизнеса у организации
Если вы переезжаете в пределах одного города, то тут все почти просто.
- Если в Уставе указан только город, то вы подаете (в течение трех рабочих дней с даты подписания акта приема-передачи помещения)
- форму Р14001, заверенную нотариально
- документы — основание для смены адреса (гарантийное письмо, договор аренды)
- Если в Уставе указан полный адрес, то надо вносить изменения в Устав, поэтому необходимо подготовить и подать (в течение трех рабочих дней с даты протокола или решения) :
- форму 13001, заверенную нотариально
- документ об уплате гос.пошлины (800 руб.)
- документы — основание для смены адреса (гарантийное письмо, договор аренды)
- дополнительный лист к Уставу или новую редакцию Устава (2 экз)
- протокол или решение об утверждении новой редакции Устава
Если вы переезжаете в другой город, то операция по государственной регистрации таких изменений состоит из двух этапов: сначала проходим процедуру «уведомления» налогового органа, а потом проходим регистрацию смены юридического адреса.
Для первого этапа заполняем и подаем (в течение трех рабочих дней с даты протокола или решения) в налоговую по старому адресу:
- форму Р14001, заверенную нотариально(заполняем только лист Б п.1-5)
- протокол или решение о смене адреса
Через 5 рабочих дней регистратор вносит в ЕГРЮЛ запись о принятии обществом решения об изменении места нахождения.
Через 20 календарных дней после внесения записи в госреестр уполномоченный представитель должен подать в регистрирующую ИФНС, по новому адресу пакет документов, аналогичный случаю при смене адреса с изменениями в Устав, как мы описали выше.
Через пять рабочих дней ИФНС выдает лист записи ЕГРЮЛ с новым адресом.
При этом, новая налоговая будет проверять ваш новый адрес на «достоверность». Налоговый инспектор может явиться лично и проверить, что по адресу созданы условия для нахождения там руководителя (оборудовано рабочее место, и адрес не является массовым). При обнаружении фиктивного адреса в его смене будет отказано, а в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности сведений об организации.
Как обойти эту проблему с двумя этапами регистрации нового адреса? Регистрировать на домашний адрес директора или участника с долей более 50%. В этом случае, такой двухэтапный порядок смены места нахождения не применяется. В этом случае смена адреса происходит в один этап — в регистрирующую ИФНС по новому адресу подается стандартный пакет документов, описанный выше. Документы для подтверждения нового адреса не требуются, но прописка руководителя или участника в паспорте должна совпадать с данными в заявлении.
Прочие перерегистрацции
Снятие и постановку на учет ИФНС и фонды производят без вашего участия через систему межведомственного взаимодействия. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1092 обязывает налоговые инспекции в течение 5 рабочих дней передать необходимые сведения в ПФР, ФСС и Росстат. Предлагаем кратко разобраться в этом вопросе.
Может произойти так, что вы смените налоговую инспекцию, но останетесь в ведении прежнего отделения Пенсионного фонда или фонда соцстраха. В связи с этим рекомендуется уточнить, подведомственность каким государственным органам в вашем случае изменилась.
Далее пояснить о некоторой специфики работы гос.структур из нашей практики:
- Налоговая. Процесс передачи дел может занять до нескольких месяцев. Важно заранее, до начала перерегистрации провести сверку расчетов по налогам. ИНН у организации остается тот же, а КПП изменится.
- ПФР . Организации присваивается новый регистрационный номер страхователя. Данные учета и расчетов с фондом могут передаваться годами. Важно заранее, до начала перерегистрации провести сверку расчетов по взносам
- ФСС. Регистрационный номер фирмы не меняется. Рекомендуется сдать отчет в ФСС а бумаге, сверив все остатки по отчету. По электронным каналам сданный отчет может не подтвердиться камеральным инспектором Фонда и будет большие задержки при передаче дел. В итоге, новое отделение ФСС заставит пересдавать все отчеты с даты регистрации по новому адресу
- Росстат. При переезде у вас могут измениться коды статистики. Вы можете лично обратиться в Росстат по новому адресу для получения документа о присвоении кодов с печатью, но практически везде принимают уведомление, распечатанное с сайта Росстата.
Важно не забыть уведомить банк о смене реквизитов, перерегистрировать кассовые аппараты, внести изменения во все лицензии и т.п.